С 18 марта юридические и бухгалтерские фирмы должны блокировать деньги клиентов из «черных списков»

С 18 марта юридические и бухгалтерские фирмы должны блокировать деньги клиентов из

Росфинмониторинг рассказал о том, как реабилитироваться клиентам, которым банки отказали в обслуживании. Информация содержится в письме службы № 55 от 30.07.2018. Документ составлен в формате вопрос-ответ. В этом материале изложена суть ответов РФМ.

О ведении черных списков

В бизнес-среде ходит информация о существовании черных списков лиц, которые замешаны в сомнительных операциях. Ведет ли такие списки Росфинмониторинг?

На этот вопрос в РФМ ответили так: ведется лишь список лиц, которые причастны к терроризму и экстремистской деятельности. Лица включаются в этот список на основании пунктов 2.1 и 2.2 статьи 6 закона 115-ФЗ от 07.08.2001. Никаких иных списков, в том числе лиц, участвующих в сомнительных операциях, Росфинмониторинг не ведет.

О блокировке счетов

Вправе ли РФМ обязать банк отказать клиенту в обслуживании. А именно, заблокировать его счет или отказать в открытии нового счета, запретить обслуживание через интернет-банк, ограничить работу с банковскими картами?

Ответ РФМ краток: нет, подобных полномочий служба не имеет, поскольку действующее законодательство такого не предусматривает.

О причинах блокировки операций банками

Нередко банки отказывают клиентам в обслуживании путем блокировки операций. Почему они это делают?

Есть случаи, когда банки должны поступать таким образом. Соответствующие положения определены в статье 7 закона 115-ФЗ. Если конкретно, то кредитная организация должна замораживать денежные средства и приостанавливать операции с ними в случае, если хотя бы одной из сторон является:

  • организация (или ее представитель), находящаяся в собственности или под контролем лица, относительно которого применяются меры блокировки денежных средств в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 6 закона 115-ФЗ;
  • физлицо, которое осуществляет операции в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Также приостанавливаются операции, если такое решение вынесет суд по заявлению контролирующего органа. Приостановке подлежат операции по банковским счетам и иные операции с денежными средствами, а также прочим имуществом, которые принадлежат лицам (физическим и юридическим, их владельцам и представителям), причастным к терроризму и экстремизму.

О приостановке сделок

Может ли Росфинмониторинг приостановить операцию?

Да, может. Служба уполномочена на это статьей 8 закона 115-ФЗ. Порядок таков:

  1. Банк блокирует операцию по указанным выше основаниям на 5 суток и передает сведения в РФМ.
  2. Служба проводит предварительную проверку, и если основания блокировки подтверждаются, постановляет приостановить операции на срок до 30 суток.
  3. Если срок, на который банк заблокировал операцию, подходит к концу, а постановления РФМ о приостановке нет, то операция проводится.

Об основаниях для отказа в обслуживании

Каковы основания для расторжения договора банковского счета или отказа в проведении операции?

Право кредитных организаций отказывать клиентам в обслуживании закреплено в пункте 5.2 статьи 7 закона 115-ФЗ. В частности, банки вправе:

  1. Отказаться от заключения договора при наличии подозрений о том, что целью операции является отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.
  2. Расторгнуть договор, если в течение календарного года 2 и более раза принималось решение об отказе в выполнении распоряжения клиента на основании пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Что же касается последнего пункта, то банки вправе отказать клиенту выполнить его распоряжение, если по операции не представлены документы, необходимые для внутреннего контроля. А также если у работника банка возникают подозрения, что операция может быть связана с экстремизмом или терроризмом.

Порядок отказа клиентам в осуществлении операции или принятия решения о расторжении счета закрепляется во внутренних документах банка. Обо всех таких случаях банк обязан сообщать в Росфинмониторинг.

Об информационном взаимодействии между банками

Клиенту отказали в одном банке, и он обратился в другой. Как в этой кредитной организации узнают, что ранее клиента отказался обслуживать первый банк?

Схема передачи такой информации следующая:

  • банки сообщают об «отказных» клиентах в Росфинмониторинг;
  • РФМ передает сведения в Центробанк (пункт 13.2. статьи 7 закона № 115-ФЗ);
  • ЦБ РФ доводит полученную информацию до всех кредитных и некредитных финансовых организаций в порядке, утвержденном своим положением 30.03.2018 № 639-П (пункт 13.3. статьи 7 закона № 115-ФЗ).

Об обжаловании решения

Клиенту отказали в обслуживании, ссылаясь на положения закона 115-ФЗ. Как ему обжаловать это решение?

Клиент, которому отказали в обслуживании, может представить в банк документы или сведения, подтверждающие отсутствие оснований для отказа. В течение 10 рабочих дней банк эти документы должен рассмотреть. В итоге клиенту сообщат:

  • что основание для отказа в обслуживании устранено;
  • что его невозможно устранить на основе предоставленных документов и данных.

Если приведенный выше шаг не помог, у клиента есть право обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. При этом он должен представить документы в соответствии с Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У. Комиссия будет рассматривать эти документы, а также мотивированное обоснование банка об отказе в обслуживании. В итоге будет принято решение:

  • об отсутствии оснований, в соответствии с которым банк принял решение об отказе в обслуживании (решение в пользу клиента);
  • об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого банком (решение в пользу банка).

Вынесенное решение сообщается сторонам в течение 3 рабочих дней со дня принятия. Оно является обязательным для исполнения банком.

Если межведомственная комиссия приняла решение в пользу клиента, то при его последующем обращении банк не сможет ему отказать в открытии счета или проведении операции.

Кроме того, у клиента всегда есть право обратиться в суд.

Об информировании о причинах отказа

Может ли Росфинмониторинг сообщить клиенту о том, почему банк отказал ему в обслуживании?

Нет, подобными полномочиями РФМ не наделен. Закон 115-ФЗ закрепляет обязанность информировать клиента за банками.

Они должны сообщать о расторжении счета, об отказе выполнить распоряжение или заключить договор счета (вклада), а также о причинах, которыми это вызвано (статья 4 закона).

Порядок предоставления сведений клиентам регулируется внутренними документами банка.

Как вас выведут из черных списков 115-ФЗ: разъяснения Росфинмониторинга банкам

Росфинмониторинг выпустил информационное письмо № 55 от 30.07.2018, в котором разъяснил, как должен функционировать механизм реабилитации банковских клиентов, получивших отказ в обслуживании.

1. Списки

Ведет ли Росфинмониторинг какой-либо список лиц, участвующих в сомнительных операциях?

Росфинмониторинг формирует только Перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Включение в этот Перечень и исключение из него осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 2.1. и 2.2. статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Ведение Росфинмониторингом каких-либо перечней лиц, участвующих в сомнительных операциях, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

2. РФМ и блокировка счетов

Вправе ли Росфинмониторинг выдать распоряжение кредитным организациям о блокировке счетов, ограничить или запретить выдачу банковских карт, установить запрет на открытие банковского счета (вклада), ввести ограничения на использование дистанционного банковского обслуживания?

Нет, ответили в РФМ. Таких полномочий у ведомства нет.

3. Почему счет блокируют

Почему банк заблокировал или приостановил операцию?

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты, поименованные в статье 5, обязаны:

  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 указанного закона,
  • приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является:

— юрлицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

— физлицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Кроме того, по решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:  Как получить неустойку по ДДУ в 2020 году?

4. РФМ и блокировка сделок

Уполномочен ли Росфинмониторинг приостанавливать операции (сделки)?

Согласно статье 8 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, указанного постановления уполномоченного органа субъект осуществляет операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством РФ не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

5. Основания блокировки

На каком основании субъекты, поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, расторгают договор банковского счета или отказывают в совершении операции?

  • Cогласно пункту 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе:
  • отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
  • В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
  • Решения об отказе или расторжении субъекты принимают самостоятельно на основании программ и порядка, закрепленных в их правилах внутреннего контроля.
  • Обо всех случаях отказа или расторжения субъекты обязаны информировать Росфинмониторинг.

6. Где банки берут информацию

Откуда кредитная организация или некредитная финансовая организация узнает, что с клиентом расторг договор банковского счета другой банк?

В соответствии с пунктом 13.2. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Росфинмониторинг направляет информацию, представленную субъектами, в Банк России.

Согласно пункту 13.3. статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Банк России доводит полученную от РФМ информацию до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в порядке, установленном положением ЦБ от 30.03.2018 № 639-П.

7. Как обжаловать

Какой порядок обжалования действий кредитной организации или некредитной финансовой организации при отказе в обслуживании клиенту по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.

2001 № 115-ФЗ?

В случае принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе или расторжении, предусмотренных пунктами 5.2.

и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиент вправе обжаловать их действия.

1. В соответствии с пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиент вправе представить в кредитную организацию (некредитную финансовую организация) документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — решение об отказе).

Кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

2. В случае получения от кредитной организации (некредитной финансовой организации) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, клиент вправе обратиться с заявлением и документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия указанного решения в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ.

Перечень сведений и документов, необходимых для представления в межведомственную комиссию, определен Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У.

Согласно пункту 13.6.

статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, а также мотивированных обоснований соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации) межведомственная комиссия принимает решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе либо решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией (некредитной финансовой организацией), исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем. Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и соответствующей кредитной организации (некредитной финансовой организации), для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

После получения кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной кредитной организацией (некредитной финансовой организацией) ранее было принято решение об отказе, такая кредитная организация (некредитная финансовая организация) обязана представить в Росфинмониторинг сведения согласно абзацам второму и третьему пункта 13 или абзацу второму пункта 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а в случае обращения заявителя не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.

Кроме того, действия кредитной организации (некредитной финансовой организации) по-прежнему можно обжаловать в суде.

8. РФМ не информирует

Вправе ли Росфинмониторинг информировать о причинах отказа в обслуживании клиенту?

  1. РФМ не уполномочен информировать лиц, в отношении которых субъектом приняты решения об отказе или расторжении о причинах принятия указанных решений.
  2. В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ субъекты самостоятельно информируют клиентов об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах.
  3. Порядок такого информирования определяется субъектом в правилах внутреннего контроля.

Новые правила финмониторинга: За что банки будут блокировать счета и «стучать» на клиентов

Госфинмониторинг отчитался о результатах своей работы за прошлый год. Усердие финразведчиков впечатляет. В 2019 году они подготовили и направили в различные силовые, фискальные и антикоррупционные органы более 1,1 тыс материалов, связанных с отмыванием «грязных» денег. Общая сумма финансовых операций, попавших под «колпак», перевалила за 134 млрд грн.

В этом году финразведка станет еще активнее, а круг украинцев, которыми заинтересуются «компетентные органы» — еще шире. Ведь уже в конце апреля в силу вступит новый «антиотмывочный» закон. Он расширит и перечень контролируемых операций, и список тех, кто будет эти операции мониторить.

Угодили кредиторам

Недостаточное усердие Украины в борьбе с легализацией преступных доходов могло стать еще одним поводом для недовольства кредиторов, а значит, затормозить получение очередного транша от МВФ и макрофинансовой помощи Евросоюза. Поэтому правительство и Минфин, в частности, сделали все, чтобы претензий к нашей стране со стороны кредиторов было как можно меньше.

Результат увидим очень скоро – новая версия Закона «О предотвращении и противодействии (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (№361-IX) вступит в силу 28 апреля этого года.

«Усиление борьбы с отмыванием «грязных» денег – это мировой тренд: чем явственней становится угроза терактов, тем глубже государство хочет контролировать, в том числе, и финансовые операции.

Но нужно учитывать, что введению жесткого контроля над финансовыми потоками в развитых странах предшествовало внедрение эффективной защиты права собственности. И это очень важно.

В наших же реалиях расширение полномочий любого контролирующего органа, а закон как раз и решает эту задачу в отношении Госфинмониторинга, будет означать только одно – новый виток коррупции», — уверен старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.

Какие операции будут контролировать

Закон увеличил пороговые суммы финансовых операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу.

Сейчас мониторятся суммы от 150 тыс. грн., с конца апреля — только операции, которые стартуют с 400 тыс. грн. Аналогичным образом изменится и порог валютного контроля над экспортно-импортными операциями.

1. В поле зрения попадут все заграничные и внутренние денежные переводы и финоперации с наличкой — внесение, перевод, получение — на сумму от 400 тыс. грн.

2. Денежные переводы без открытия счета, в том числе международные, на сумму от 30 тыс. грн. Инициатору такого перевода придется представить полную информацию о себе и получателе.

Читайте также:  Как улучшить кредитную историю?

Юристы предупреждают: лучше не дробить перевод, чтобы не привлечь внимание финразведки.

«Платежные системы будут обязаны проводить верификацию своих клиентов, если обнаружат признаки связанности финансовой операции с другими финансовыми операциями, даже если не была достигнута пороговая сумма в 30 тыс. гривен.

К примеру, если с одинаковых кошельков в течение рабочего дня отправлены два транша по 25 тыс.

гривен, вторая операция будет подлежать обязательному мониторингу, так как есть все признаки подозревать клиента в дроблении суммы для обхода требований по верификации», — поясняет младший партнер юридической компании «Legal House» Анатолий Киселев.

3. Ставки и выигрыши в лотерею, казино, и т.д. 

К субъектам первичного финансового мониторинга будут причислены лотереи и азартный бизнес — букмекеры, казино и другие. Они будут следить за «чистотой» средств своих клиентов. 

Мониторить будут суммы от 30 тыс. грн. А это значит, к примеру, что наши чиновники и политики уже вряд ли смогут объяснить появление значительных средств на своем счету или ликвидных активов банальным везением игрока.

4. Операции с виртуальными активами, в том числе, криптовалютами.

В перечень субъектов первичного финансового мониторинга добавляются компании, которые предоставляют услуги по обмену, хранению, реализации, переводу электронных денег. В том числе в эту категорию входят компании, деятельность которых связана с криптовалютой.

Если биржи, обменники, банки или другие компании осуществляют платежи в криптовалюте в эквиваленте от 30 тыс. грн, они должны проверить такую операцию и собрать подробную информацию о клиенте. Клиент, в свою очередь, обязан предоставить исчерпывающую информацию о происхождении и назначении своих виртуальных активов.

По словам министра финансов Оксаны Маркаровой, Госфинмониторинг имеет доступ к аналитическому продукту, который позволяет проводить расследования источников происхождения криптоактивов и направлений их использования.

То есть служба уже расследует операции с криптой, и имеет достаточно успешных кейсов таких расследований.

Министр финансов также сообщила, что соответствующие нормы в антиотмывочном законе – первый шаг на пути легализации обращения криптовалют в Украине.

 Под контролем: Теперь операции с криптовалютами будет проверять финмониторинг

Замораживать активы будут без суда и следствия

Любая операция, вызвавшая подозрение у финучреждения, будет приостановлена. Юристы не исключают, что бдительность финансистов сильно возрастет.

Ведь новое законодательство в разы увеличивает размер штрафов для субъектов мониторинга за нерадивое исполнение обязанностей. Например, для банков максимальная сумма штрафа составит 5 млн евро.

Поэтому они вряд ли захотят ссориться с финразведкой и предпочтут перестраховаться.

Но главное – это расширение прав Госфинмониторинга: финразведка сможет замораживать активы только лишь на основании подозрения в том, что они связаны с финансированием терроризма, причем для этого не потребуется даже решения суда.

Что касается субъектов финмониторинга, то руководством к действию (то есть блокировки средств) для них станут специальные списки. Если клиент банка сам находится в таком списке или работает с его фигурантами, его активы будут заморожены. На первый взгляд, норма выглядит вполне безопасно для рядовых граждан. Но в действительности от такой ситуации не застрахован никто.

«Банк, зафиксировавший активы, связанные с терроризмом, обязан их заморозить и уведомить об этом СБУ.

Снять заморозку банк обязан не позднее следующего рабочего дня после исключения лица из списка или получения заключения от СБУ, что лицо-владелец замороженных активов не включено в список.

Таким образом, закон уже предусматривает варианты, когда заморозка возможна ошибочно. Только потому, что у вас похожее имя (наименование) с фигурантом «черного» списка», — говорит партнер юридической компании «Legal House» Наталья Радченко.

Отвечать за такие ошибки никто не будет. «В случае замораживания активов, максимум, на что может рассчитывать клиент – это разблокировка. Компенсировать ущерб или упущенную выгоду ему не будут», — рассказала юрист ЮФ «Мисечко и партнёры» Ирина Низькая. 

Если счет заблокируют

Для клиента блокировка счета обозначает невозможность пользоваться деньгами на протяжении всего срока, пока их «чистоту» будут проверять. Безусловно, в законе установлены предельные сроки блокировки, но их можно продлевать до бесконечности.

Например, без предварительного уведомления клиента банк может заблокировать счет на 2 рабочих дня.

Одновременно он обязан отправить информацию в Госфинмониторинг, а тот может продлить санкции еще на 7 дней и при этом уведомить соответствующий контролирующий орган о возможном уголовном преступлении.

Попавшие в такую ситуацию владельцы активов в условиях нашей действительности окажутся полностью бесправными. И вот почему. 

Представим ситуацию, владелец банковской карты желает снять свои средства и выясняет, что сделать это невозможно. И телефонный звонок в банк точно не поможет разобраться в ситуации, если, конечно, банкиры будут действовать букве закона.

«В законе четко прописано, что субъект первичного финмониторинга уведомляет клиента о замораживании только в письменной форме и только на письменный запрос.

То есть человеку придется сначала отправлять письменный запрос, потом ждать ответа в письменной форме. Значит, как минимум, несколько дней, он будет находиться в полном неведении.

Не говоря уже о том, что письма могут просто теряться», — рассказывает Василий Андрусяк, руководитель практики налогового права АО Moris Group.

Как оспорить санкции

Решения о заморозке активов и применении других санкций могут быть оспорены в административном порядке. А, учитывая невероятную загруженность судов, это значит, что такие дела будут рассматриваться очень и очень долго.

Для целого ряда дел определены специальные требования – рассмотрение тремя судьями. А это еще дополнительное время. Ведь сейчас и одного судью для рассмотрения дела в админсуде нужно ждать долго, что уже говорить о том, чтобы собрать троих.

Некоторые дела могут рассматриваться в закрытом режиме, например, иск СБУ о внесении лица в перечень лиц, причастных к финансированию терроризма. А это сильно сужает возможность попавшего под «колпак» силовиков отстоять свое честное имя и возможность свободно распоряжаться имуществом.

Юристы говорят, что теперь, чтобы снизить риски «нестандартных» ситуаций, придется активнее коммуницировать с финучреждениями.

Чтобы избежать блокировки активов, лучше всего — заблаговременно предоставлять субъектам финмониторинга информацию о существенных, нестандартных, «рисковых» сделках.

«Например, если поступила значительная сумма на счет – лучше предоставить информацию о том, откуда она, за что и были ли уплачены налоги.

Если ожидается получение активов от нерезидента, который зарегистрирован в непрозрачных юрисдикциях – провести предварительное согласование с банком.

Работаете с политическими деятелями – объясните уполномоченным лицам суть такой деятельности, характер взаимоотношений, особенности. Гарантия, конечно не 100-процентная, но риски сводит к минимуму», — советует Василий Андрусяк из Moris Group.

Кто будет помогать финразведке

Обновленный закон расширяет перечень субъектов финансового мониторинга. Теперь следить за чистотой денег будут также платежные системы и лица, предоставляющие консультации по вопросам налогообложения. Что это означает? Как минимум, у платежных систем появятся горы дополнительной работы. Для клиента это может быть сопряжено с задержками в прохождении платежей.

Налоговые же консультанты присоединятся к коллегам – бухгалтерам и аудиторам, которые уже обязаны идентифицировать своих клиентов и мониторить их операции.

«Поскольку сама суть услуги по налоговому планированию предполагает анализ финансовых операций клиента, отчитываться по «сомнительным» транзакциям налоговые консультанты вряд ли станут.

А вот на этапе первичной идентификации своих клиентов на общие требования закона придётся обратить внимание и использовать риск-ориентированный подход на этапе установления деловых отношений», — считает Анатолий Киселев из Legal House. 

Как и ранее, клиентами с высокой степенью риска являются компании с отсутствующим бенефициаром, зарегистрированным в юрисдикциях, не исполняющих рекомендации FATF (Иран, Северная Корея) или в офшорных зонах, а также политики и другие публичные лица и фигуранты санкционных списков.

«В будущем нас ожидает серьезный контроль наличных финансовых потоков, детальное документальное объяснение рисковых для банка транзакций, реальная блокировка счетов для выяснения чистоты финансовых потоков. Европейская банковская система уже давно работает в таком режиме. Украина только приготовила площадку и пробует отдельные инструменты», — подытожила Наталья Радченко из Legal House.

Читайте также:  Получение гражданства РФ гражданином Украины

Елена Демина

Цб исключил из черного списка менее 50% просивших об этом финансистов :: финансы :: рбк

Если в начале 2018 года в черных списках ЦБ было 5,8 тыс. человек, то чуть менее чем за два года их число выросло на 22,6%, до 7,5 тыс.

Причины пополнения списков

Список расширяется за счет зачистки финансового сектора, которая пока не закончена, отмечает управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов: «Есть лаг между отзывом лицензии банка и внесением причастных к этому банкиров в черный список. Сотрудники организации привлекаются к ответственности не мгновенно, а после длительных разбирательств».

Впрочем, за прошедший период банков, перешедших на санацию, было немного, указывает управляющий директор НКР Станислав Волков.

Само по себе оздоровление не может быть основанием для ухудшения деловой репутации сотрудников — все зависит от факта привлечения банкиров к ответственности, подчеркивает Беликов.

Ранее ЦБ передавал в правоохранительные органы информацию о злоупотреблениях собственников и менеджмента «Открытия», Бинбанка и Промсвязьбанка, оправленных на санацию в 2017 году.

Сейчас две трети из фигурантов списка — банкиры, отмечает ЦБ. Они подали 416 обращений (85%) на восстановление репутации. От менеджеров и владельцев некредитных финансовых организаций Банк России получил лишь 69 жалоб.

Ведение черного списка предусмотрено законом «О Центральном банке РФ». Регулятор имеет право проверять квалификацию и деловую репутацию тех, кто входит в советы директоров, набсоветы, исполнительные органы финансовых организаций.

Требованиям ЦБ должны соответствовать владельцы и контролирующие лица, руководители филиалов, ведущие бухгалтеры, руководители служб внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками.

Проверку в отдельных случаях проходят и топ-менеджеры, отвечающие за противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма.

Деловая репутация банкира или финансиста считается испорченной, если он понес административную или уголовную ответственность за неправомерные действия при банкротстве организации, допустил преднамеренное банкротство или был признан виновным в причинении убытков.

Закон устанавливает разные сроки давности по тем или иным проступкам, но с 2018 года ужесточились почти все критерии к оценке деловой репутации.

Например, недобросовестные сотрудники кредитных организаций могут получить пожизненный запрет на занятие руководящих должностей в банках и прямое или косвенное владение долями в них.

Речь идет о тех, кто признан виновным в фиктивном банкротстве или повторно нарушил требования ЦБ к деловой репутации.

Почему реабилитированных банкиров так мало

Примерно 15% жалоб, поданных фигурантами черного списка, остается без рассмотрения, сообщил Банк России. Главная причина — недостаток доказательств, предоставленных заявителями.

Важное за неделю для юриста. 25.03.2019 — Компания «АПИ»

Законодательство

С 18 марта юридические и бухгалтерские фирмы должны блокировать деньги клиентов из черных списков

Это следует из поправок к «антиотмывочному» закону. Они касаются адвокатов, нотариусов и тех, кто оказывает юридические или бухгалтерские услуги.

Все они должны теперь принимать меры к замораживанию (блокированию) денег или иного имущества клиентов, которые попали в черные списки Росфинмониторинга. Речь идет о перечнях физлиц и организаций, связанных с экстремизмом или терроризмом, а также с распространением оружия массового уничтожения.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 33-ФЗ

  • Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
  • Президент установил для управляющих компаний штрафы за грубое нарушение лицензионных требований
  • С 29 марта вводится ответственность за управление многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

Юрлицам такое нарушение будет «стоить» от 300 тыс. руб. до 350 тыс. руб. Должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 100 тыс. руб. до 250 тыс. руб. или дисквалифицировать на срок до 3 лет.

Сейчас независимо от того, является или нет нарушение грубым, штраф для юрлиц составляет от 250 тыс. руб. до 300 тыс. руб., а для должностных лиц – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. К последним также применяется дисквалификация как альтернативное наказание.

Федеральный закон от 18.03.2019 N 26-ФЗ

Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации

«Интернет-приватизацию» приняли в ключевом чтении

С июня продавать государственное и муниципальное имущество будут только в электронной форме. Подавать в запечатанных конвертах предложения о цене или о приобретении имущества участникам торгов больше не придется. Госдума приняла такие поправки во втором чтении.

  1. Электронная форма станет единственно возможной для следующих способов продажи:
  2. — на аукционе;
  3. — на специализированном аукционе (для акций АО);
  4. — на конкурсе (для акций АО, долей в уставном капитале ООО, объектов культурного наследия);
  5. — через публичное предложение;
  6. — без объявления цены.

Выдавать уведомление о победе на торгах будут в день подведения итогов. Получать его под расписку больше не потребуется.

Сейчас имеется лишь возможность провести указанные виды продажи через Интернет. Однако, по словам авторов проекта, на уровне регионов и муниципальных образований электронные торги проводят редко.

  • Проект Федерального закона N 564258-7
  • Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации
  • Судебная практика
  • ВС РФ разбирался в ситуации, когда два кредитора хотели обанкротить одного должника

Кредиторы с разницей более чем в месяц подали в суд заявления о признании должника банкротом. Заявление первого кредитора оставили без движения, так как не было доказательств, что он опубликовал сообщение о намерении обанкротить должника.

Заявление второго также оставили без движения, хотя тот такое сообщение опубликовал. Впоследствии первый по указанию суда исправил недочеты, после чего заявление приняли. Требования второго расценили как заявление о вступлении в дело о банкротстве, но он с этим не согласился.

Восстановить свое первенство ему удалось только с помощью ВС РФ.

Суд пояснил следующее.

Заявление первого кредитора, поданное до публикации сообщения, можно было принять к производству только в случае, если бы к моменту истечения срока оставления заявления без движения не было аналогичной более ранней публикации другого лица.

Второй кредитор опубликовал сообщение, а значит, у него у первого возникло право обратиться с заявлением о признании должника банкротом. Это важно, поскольку именно такой кредитор имеет право представить кандидатуру арбитражного управляющего.

Определение ВС РФ от 12.03.2019 N 301-ЭС18-23938

  1. Судебная практика
  2. Аналитика
  3. С 1 октября 2019 года в ГК РФ появятся цифровые права

Цифровые права станут новым объектом гражданских прав. Закон об этом опубликован 18 марта.

Документ нужен для того, чтобы подготовить ГК РФ к последующему принятию законов о цифровых финансовых активах (криптовалюте и токенах) и о краудфандинге (привлечении инвестиций через электронные площадки). Сейчас проекты этих законов ждут второго чтения.

Обзор: «С 1 октября 2019 года в ГК РФ появятся цифровые права»

Ответственность руководителей АО и ООО предлагают страховать

В законах об АО и ООО хотят прямо предусмотреть возможность обществ страховать ответственность лиц, управляющих ими. Сейчас проект находится на стадии публичного обсуждения.

Можно будет застраховать ответственность членов совета директоров, коллегиального исполнительного органа, генерального директора. Исключение составит ответственность управляющего или управляющей организации, которым будут переданы полномочия единоличного исполнительного органа.

Застраховать можно будет риск ответственности за причинение убытков обществу, акционерам (участникам), владельцам эмиссионных ценных бумаг и другим лицам вследствие неосторожных действий или бездействия руководителей общества.

Также общество сможет застраховать риск утраты имущества в связи с возмещением руководителям судебных и других расходов, связанных с привлечением их к гражданской ответственности за неосторожные действия (бездействие). На кого еще может распространяться договор страхования? Нужно ли его одобрять? Все подробности – в обзоре.

Обзор: «Ответственность руководителей АО и ООО предлагают страховать: разбор проекта»

Нормативные документы, РЗ, РЗ (Версия Проф), Бюджетные организации

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *